Спасти зуб от удаления

"Этот зуб лучше удалить. Выйдет проще, быстрее и дешевле"
– почерк стоматологов старой школы :–) И до сих пор очень часто врачи предпочитают не связываться и идти по пути наименьшего сопротивления. Что ж, если вы такое услышали, не спешите сразу соглашаться. Это не проще. Не быстрее. И уж точно не дешевле.

Экстракция – серьезная травмирующая процедура. Зуб либо «выламывается», либо его рассверливают и извлекают по частям. Но и то, и другое – вмешательство, после которого возможны осложнения. И да, удалить зуб в моменте стоит недорого и занимает не так много времени. Но дальше все равно встанет вопрос имплантации, а вот это уже дольше, дороже и сложнее.

Лечение часто оказывается менее болезненным и почти всегда не таким рискованным для здоровья. И если зуб можно спасти – мы считаем, что его надо спасти.
Подпишитесь на наш Telegram-канал, где мы говорим о здоровье зубов и десён на понятном языке
Почему свой зуб лучше имплантата?
Живое всегда лучше мертвого. К сожалению, при всем развитии технологий, круче природы мы пока делать не научились. Даже самый дорогостоящий имплантат не будет таким же, как собственный зуб. И не только с позиций эстетики.

Дело в том, что имплантат вообще не имеет чувствительности. Обычная ситуация: вы едите гречку и вам попадается мелкий камушек. Когда камешек попадает на живой зуб, в мозг сразу же идет сигнал: "Опасность, что-то твердое". Вы перестаете жевать, убираете камушек и только потом продолжаете есть. Если зуб депульпирован, этот сигнал скорее всего придет в неполном объеме, но, тем не менее, он все-таки поступит. Если зуб на противоположной челюсти - живой, почувствует он. А если и там имплантат, то увы. Разгрызете камушек, можете сломать либо коронку, либо рядом стоящий зуб. Либо и то, и другое. Это только то, что на поверхности.

Каждый зуб – это целый отдельный орган, как та же почка, рука или нога. Просто у нас их не два, а больше. Имплантат - это протез. Очень хороший, но все-таки не настоящий.
Мой случай сложный, тут нечего и пытаться

Мы стараемся спасти каждый зуб, если это оправдано. И, как правило, нам это удается.

Но это решение очень индивидуально. Бывает, что даже разрушенный под десну зуб есть смысл сохранять – мы используем специальную методику, которая позволяет чуть-чуть вытянуть зуб из кости и тем самым получаем возможность протезироваться на нём. А уж тем более можно перелечить каналы, и использовать зуб как основу для коронки.

Лечение корневых каналов
1. До лечения. 2. Через 1 месяц. 3. Через 1 год.
Записаться на консультацию главного врача клиники – стоматолога-ортопеда, к.м.н., практикующего врача с 2005 года – Ешидоржиева Владимира Дашиевича

Кейс пациента
В 2015 году к нам обратился пациент с жалобами на боль в зубе при накусывании и отёчностью слизистой в области зуба. Зуб состоял из пломбы более, чем на 80%. В костной ткани шёл воспалительный процесс. Одной из причин воспаления в области бифуркации корней может быть трещина в зубе, которая не всегда может визуализироваться даже на КТ или снимке. Также на снимке мы увидели кусочек сломанного инструмента в канале (снимок №1).
Было принято решение провести ревизию зуба (демонтаж) с целью диагностики наличия трещины в зубе. В ходе ревизии под микроскопом трещины не было обнаружено и было решено зуб сохранить.

Мы убрали старую несостоятельную пломбу и провели препарирование до твердых, плотных тканей (снимок №2).

В 2023 году пациент пришел к нам на плановый рентген контроль, который проводится через 8 лет. На снимке можно увидеть, что воспалительный процесс костной ткани полностью восстановлен. Зуб укреплён с помощью стекловолоконного штифта и покрыт металлокерамической коронкой. Прилегание коронки к зубу отличное, зуб не беспокоит (снимок №3).
Снимок №1
Снимок №2
Снимок №3
«Вы удивитесь, но зуб можно даже пересадить. Как цветок. Например, шестой зуб спасти не удалось, но есть целая восьмерка. Её пересаживают на место шестерки, и таким образом получить свой же зуб на этом месте.

Звучит как магия, но нет, это современная стоматология. Каждый зуб – это полноценный дееспособный орган. Поскольку зубов у нас гораздо больше, чем ног и рук, мы достаточно спокойно относимся к их удалению. Однако, зубы после удаления не вырастают заново, поэтому лучше как можно дольше хранить их все целыми и здоровыми. И если есть минимальный шанс на спасение, то его стоит использовать.»
Когда действительно нет смысла сохранять?
Если на компьютерной томографии мы видим, что зуб сильно разрушен, есть большой воспалительный процесс, и вкладываться в него бессмысленно — тогда мы его конечно удаляем и ставим имплантат. Потому что это в долгосрочной перспективе надёжнее, прогнозируемее, и может даже экономичнее для пациента.

Таких ситуаций не так много.
    1
    Зуб треснул или сломался на 3-5мм ниже уровня десны. Сохранять его смысла нет, восстановленный простоит от силы лет пять. Если пациент очень настаивает, мы можем на это пойти. Но нужно понимать, что в таких случаях под восстановленным зубом может рассасываться костная ткань. А это неблагоприятное условие для будущей имплантации, которой скорее всего в перспективе не избежать. Такое сохранение выгоднее в моменте, но на длинной дистанции – не лучший вариант.
    2
    Невозможность перелечивания. Например, пациенту вылечили зуб, но воспаление возникло снова. Врач-терапевт лечит его повторно, болеть перестает, а спустя год опять начинает. Врач в третий раз туда залезает и что-то пытается сделать. А он все равно болит. И это уже повод зуб удалять – когда мы точно знаем, что зубом занимался врач, который имеет все мануальные и технические навыки: микроскоп, правильное оборудование, опыт. Значит инфекционный очаг так расположен, что не поддается лечению или же есть какой-то дополнительный фактор в виде незаметной перфорации, трещины, чего-то такого, что мы не можем увидеть на рентгене.
    3
    Одна из финальных фаз пародонтита, подвижность 3-4 степени. В таком случае, что бы мы ни делали, зуб не сохранить.
    Как мы действуем?
    Сначала мы делаем компьютерную томографию. Мы смотрим, насколько сильно зуб разрушен, нужно ли удалять нервы, есть ли какой-то хронический воспалительный процесс.

Вот несколько вариантов, что может происходить дальше:
      Зуб живой, воспалительного процесса нет, разрушение относительно небольшое. Для таких случаев у нас есть метод прямой реставрации – это когда мы непосредственно в полости рта делаем и ставим пломбочку.
      Разрушение больше, чем 50% зуба, но в остальном все с ним хорошо. Тогда реставрация будет через лабораторию, где изготовят специальную керамическую вкладку или коронку.
      Зуб разрушен, нерв погиб, есть хронический воспалительный процесс. В этом случае мы работаем в несколько этапов. На первом удаляем остатки нервов, прочищаем каналы, закладываем лекарственный препарат и закрываем все временной пломбой на 7-10 дней – все действия под контролем микроскопа. Во второе посещение убираем лекарственный препарат, вновь моем, сушим каналы, пломбируем горячей гуттаперчей, устанавливаем стекловолоконный штифт – так называемый билдап. И далее отправляем пациента к ортопеду, чтобы изготовить постоянную коронку.
      Сколько прослужит восстановленный зуб?
      Самый главный вопрос. На самом деле точно вам этого не скажет никто. Мы ориентируемся на срок в 5-10 лет при условии, что пациент соблюдает все, что от него требуется: следит за гигиеной, вовремя приходит на осмотры.

Но у нас немало пациентов, которые этот порог уже переступили. Их зубы на месте и делать с ними ничего не нужно. К тому же технологии развиваются с такой скоростью, что едва ли не каждый год у нас в руках оказываются все более совершенные инструменты и методики. Как знать, вполне вероятно, что наступит день и мы сможем продлевать жизнь восстановленного зуба постоянно.
        КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ И КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА ПО ЦЕНЕ 6 990 РУБЛЕЙ 2 200 РУБЛЕЙ
        Если вам нужна консультация, чтобы принять решение – удалять или пытаться сохранить – приходите