Все о костной пластике
Откуда берется кость? Что будет после забора кости? А если имплант все равно не приживется?
Откуда берется кость?

Мы за то, чтобы все рассказывать и показывать – чем больше человек знает, о том, что ему предстоит, тем меньше он переживает. Костная пластика кажется чем-то страшным, но если разобраться, то станет ясно, что это четко выстроенный процесс, прогнозируемый и понятный.

Костная пластика – это процедура наращивания кости в том месте, где собственной недостаточно. Делается это для того, чтобы потом ортодонт смог надежно установить имплантат.

Как это все происходит и откуда вообще берется "запасная" кость?

Первый вариант: "запасная" кость берется у вас же. Ее "добывают" из зон, где ее изначально очень много. Например оттуда, где раньше был зуб мудрости, иногда из области подбородка или скулового гребня. Для забора есть специальные инструменты, называемые скребки. Они почти такие же, как строительные. Забирать цельный кусок не нужно, материал соскребают острой частью. И вот эту стружку уже используют как основу. Она мягкая, податливая, ей можно придать любую форму.

Второй вариант: искусственный материал. Это специально обработанные пористые гранулы, высушенные, вымороженные – там целый технологический процесс.

Но на самом деле какая будет "кость" решает лечащий врач. Это зависит от того, с каким материалом ему привычнее и комфортнее работать. В чьих-то руках лучше работает именно собственный материал, в чьих-то – искусственный. Здесь выбор метода прерогатива хирурга. Строительные материалы, например, тоже все разные, а эффект один – дом построен и все функционирует.
Что будет после забора кости?

Это примерно такой же процесс, как строительство дома. Первым шагом нужно заложить фундамент, а для этого нужна опалубка (каркас из досок), куда заливают гравий, камень и цемент.

Снятая костная стружка или искусственные гранулы – это тот самый гравий и камень, мы выкладываем их в нужную зону и перекрываем специальной мембраной. А цемент – это кровь, которая стружку постепенно пропитывает. Кровь вообще универсальный строительный материал. Например, если пораниться, то на коже образуется корочка, а под корочкой – опять кожа. После удаления зуба в лунке тоже остается кровяной сгусток, но образуется там не кожа, а новая кость. Организм у нас очень умный-)
Когда мы уложили стружку и перекрыли ее мембраной, нам все это дело надо как-то закрепить. Если этого не сделать – материал растворится или разболтается по всей зоне, где мы работали. Для крепежа обычно используются специальные крохотные винтики. Впоследствии, если винтики не мешают будущему зубу, их удалять не нужно – они инертны, стерильны и никак не ощущаются.

В аэропорту и с МРТ проблем не будет. Все, что устанавливается (включая импланты), сделано из титана, к тому же его количество настолько мало, что никакие детекторы его не уловят. Но самим пациентам при записи на МРТ лучше уточнять, что у них есть импланты, это позволит рентгенологу лучше настроить аппарат.

Далее в течение нескольких месяцев происходит процесс приживления этого материала. Приживление – это прорастание сосудов в массу, которую мы положили. И как только сосуды прорастут мы получим новую кость, точно так же, как это происходит при переломе.

Второй вариант: искусственный материал. Это специально обработанные пористые гранулы, высушенные, вымороженные – там целый технологический процесс.

Но на самом деле какая будет "кость" решает лечащий врач. Это зависит от того, с каким материалом ему привычнее и комфортнее работать. В чьих-то руках лучше работает именно собственный материал, в чьих-то – искусственный. Здесь выбор метода прерогатива хирурга. Строительные материалы, например, тоже все разные, а эффект один – дом построен и все функционирует.
Может ли материал на месте костной пластики не прижиться?

Такое возможно, хоть и встречается довольно редко. Но все же чаще чем, например, отторжение импланта после установки без наращивания кости.

Хорошая новость в том, что обычно это связано с несоблюдением каких-то рекомендаций. Или же с тем, что назначенные антибиотики не работают на 100%.

И это поправимо. Ключевой фактор – время, когда мы увидели эту проблему. Если пациент обратился с жалобой спустя несколько недель, а проблема появилась у него после снятия швов, то, конечно, осложнения будут выше, а количество выращенного нового материала гораздо-гораздо меньше, чем если бы мы все вовремя промыли и назначили новые лекарства.

Если же осложнение заметили в течение нескольких дней с момента как оно появилось, то из условных 100% выращенной кости, мы сможем спасти 80-90%, и этого будет вполне достаточно. А вот через 3 месяца получится спасти только 10%, а значит, нам придется проделывать ряд манипуляций заново.

Поэтому мы обязательно назначаем осмотры и вызываем пациента, чтобы убедиться, что все идет так, как нам надо. Особенно если работа была тяжелая и сложная.

Бывает человеку "лень ехать", потому что все вроде итак нормально. Поверьте, лучше перестраховаться. И если вас что-то беспокоит – безотлагательно приезжайте и рассказывайте врачу. Не стесняйтесь, хирурги такое поведение очень приветствуют. И даже если вы приедете зря, врач вас только похвалит и порадуется тому, какой вы ответственный пациент.